Одним из символов Венеции стала традиционная гребная лодка, на которой передвигаются жители города и туристы по многочисленным каналам города. Гондола изначально была средством передвижения венецианцев, в 18 веке в городе насчитывалось несколько тысяч таких лодок. Стать гондольером не так легко: лицензия на работу гондольера передается из поколения в поколение. Классическим вариантом произнесения слова является голосовое ударение на первый слог. Но в обиходе наших соотечественников можно услышать вариант слова, который ввели в использование русские поэты двадцатого века. Правильное произнесение можно услышать во время туристических экскурсий: гиды используют слово с ударением на первом слоге, так как именно это произнесение характерно для Венеции.

В 18 веке власти Венеции четко определили параметры гондолы. Лодка с плоским дном имеет длину 11,05 метров. Ширина гондолы составляет 140 см. Каждая гондола отличается ассиметричной формой: обвод по левому борту превышает обвод по правому борту на 24 см. Поднятый кверху нос и корма позволяют быстро изменять направление движения.

В противовес стоящему на конце лодки гондольеру на нос лодки устанавливается специальный набалдашник из железа. Шесть районов города отмечены на каждом набалдашнике в виде шести выступов. Гондольер может одновременно перевозить на лодке шесть пассажиров. Для того чтобы укрыть пассажиров от солнца или непогоды, можно установить на гондолу небольшую кабинку. Только церемониальные гондолы могут иметь иную конструкцию. Гондольер управляет с помощью одного весла из-за ширины каналов Венеции. Весло одновременно выполняет функцию гребного приспособления и руля.